Новогодняя выставка «Жили-были три елки»

Как известно, под Новый Год происходят чудеса, вот и в музее Еревана произошло чудо, на выставке (01.12.2017г.- 30.2.2018г.) винтажных елочных игрушек и кукол «Жили-были три елки» «встретились» сразу армянская традиционная, советская и современная елки. Вместе с елками в экспозиции были представлены куклы и игрушки советских времен, популярные в свое время детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», «Колобок», «Пионер», старенький проигрыватель с виниловыми пластинками, воспроизводящими целые музыкальные спектакли. «Эволюцию» елки в Ереване можно было проследить по старым фотографиям. В рамках выставки состоялась образовательно-развлекательная программа, в конце которой участников ожидал сюрприз.

 
Галерея кукол в Ереване.

21 марта 2017 года, в Международный день театра кукол, в Ереване открылась первая в Армении Галерея кукол. С инициативой открыть музей кукол к министру культуры Армену Амиряну обратилась Хачманукян Марина, которая уже долгие годы занимается «кукольной» темой. Основу экспозиции составили 190 кукол из коллекции Алис Навасаргян, проживающей в Лос-Анджелесе. Куклы оказались в Ереване благодаря народному артисту РА Ерванду Казанчяну. «Мне было известно, что у Алис»,- рассказывает Ерванд Казанчян,- «потрясающая коллекция кукол, которую она собирала на протяжении 40 лет. А еще мне было известно, что ее уговаривают подарить эту коллекцию бывшей первой леди США, Мишель Обаме. Откровенно говоря, я приложил немало усилий, чтобы этого не произошло. Потом случайно узнал о намерении открыть в Ереване музей кукол. Сразу вспомнил о коллекции Алис и позвонил ей. Она конечно очень обрадовалась, когда узнала, что ее куклы могут украсить музей в Ереване». Абсолютно безвозмездно, с огромным удовольствием Алис подарила галерее свою коллекцию. Помимо кукол Алис в галерее представлены также авторские работы армянских кукольных мастеров. Галерея кукол интересна не только своим содержанием, она еще и музей нового типа. По словам министра культуры Армена Амиряна это первый пример сотрудничества государства с частным инвестором. «Теперь у нас есть показательный пример: музей можно открыть не только за счет государственных вложений… Кроме работы Галереи кукол как музея мы планируем задействовать здесь особый сервис, который поможет галерее зарабатывать», отметил министр культуры. Как в дальнейшем сложится судьба галереи, будет ли она «первым блином», или станет «праздничным тортом» покажет время.

 
Куклания: Праздник детства, который всегда с тобой
Описание изображения
Описание изображения

Впервые в Армении проходит выставка авторской куклы. Красочная и радующая не только детский глаз экспозиция открыта в Музее истории города Еревана и продлится целый месяц. На праздничном кукольном вернисаже, посвященном Международному дню защиты детей, представлено свыше двух сотен эксклюзивных работ тридцати авторов.Имеет выставка и свой особый девиз - каждый из авторов с радостью расстанется с одним из своих рукодельных творений, подарив его арцахским детям, в частности юным жителям села Талиш. Как сообщила «НВ» организатор выставки – завотделом экскурсий и по связям с общественностью Марина Хачманукян, 1 июня для малышни Талиша устроят своеобразную лотерею, по ходу которой детям «выигрышно» вручат авторские куклы – прямо с экспозиции! В репертуаре подарочной акции предусмотрено выступление этнографического ансамбля «Востан», а юные модели из Центра моды “Атекс” продемонстрируют последние коллекции детской одежды. Словом, немало приятных сюрпризов, ну и, конечно же, сама экскурсия по музею, мастер-классы по изготовлению кукол.Кстати, здесь и ранее проводились «кукольные» действа. К примеру, в канун 2015 года и на протяжении полутора постновогодних месяцев музей представлял экспозицию «Кукольные истории», на которой красовались как антикварные куклы, так и винтажные «красотки» советских времен, театральные персонажи и фантазийные творения детей арт-студии «Еранг». Причем все 300 экспонатов были представлены в соответствующих мизансценах и дополнены интерьерными деталями. На встречу с кукольными мини-постановками тогда поспешили свыше двух тысяч посетителей - пришли без возрастных ограничений: и дети, и взрослые. Такой неподдельный интерес Хачманукян, ссылаясь на отзывы посетителей, объясняет прежде всего новизной и вместе с тем востребованностью темы.По ее словам, сегодня «кукольной моде» подвержены многие страны мира, однако в Армении, к сожалению, феномен куклы не актуализируется в полном объеме - как историко-культурное, художественное и социальное явление. Иными словами, производство кукол ограничено, исследования и публикации в этом направлении крайне редки, тематические выставки и конкурсы - единичны, рынка антикварной куклы и вовсе нет. «Между тем, будучи неизменным спутником человека с древнейших времен до наших дней, кукла дает нам возможность взглянуть со стороны на самих себя, обеспечивает преемственность между поколениями, концентрируя в себе национальные особенности, - подчеркнула Хачманукян. - Ведь можно же сказать: и сотворил Бог человека по образу Своему, а человек по образу своему сотворил куклу!»По всей вероятности, этой же точки зрения придерживаются многочисленные посетители выставки, которые в эти дни уже побывали в музее. Зачастую приходили всей семьей, а то и всем школьным классом. Нередки зарубежные гости. Оно и понятно – здесь есть на что посмотреть и чему удивиться.Особое место на вернисаже занимает уникальная кукла ручной работы начала аж прошлого века. Несмотря на свой «преклонный» возраст, жгучая испанка из текстиля продолжает поражать своим необычным артистическим видом. А создала ее Софья Ахшарумова, представительница потомственной дворянской семьи Тифлисской губернии. Софья была виртуозной пианисткой, образование получила в Париже, владела пятью языками. Будучи увлеченной и творческой натурой, в свободное время она творила куклы, которые и сегодня радуют даже утонченный глаз.Современное авторское арт-пространство представлено разножанровыми (по материалам и технике изготовления) работами - “мягкими скульптурами” дизайнера и режиссера анимационного кино Анны Колозян, изваянными вручную из пластика и глины «одетые скульптуры» малой формы поэтессы и профессора Государственной художественной академии Веты Григорян, текстильными художественными творениями дипломанта Международных кукольных фестивалей Мариам Харазян, будто сотканными из кусочков старинных карабахских карпетов работами Асмик Казарян…Или же, в частности, одетые в традиционные армянские костюмы, с головными уборами и золотыми монетами на лбу каркасные куклы программиста по образованию Аллы Саркисян могут принимать различные позы, «двигать» руками-ногами, но, главное, у каждой из «игрушек» свой характер и настроение. А вот художник-дизайнер Нунэ Сиравян «ограничила» себя прибрежной галькой озера Севан, и эти отшлифованные временем камешки в ее руках преобразились в задорных девчушек. Художник Геворг Погосян представляет портретную куклу Нарине - дружеский шарж на композитора и музыканта Нарине Аракелян. Армянский национальный костюм покорил и вдохновил на создание первой авторской работы театрального художника, петербурженку Ольгу Мень.Список талантливых авторов и их творений, как говорится, можно продолжать и продолжать… Главное, что, судя по реакции и отзывам посетителей выставки, можно сказать, что авторская художественная кукла существует как вполне состоявшееся направление в декоративно-прикладном искусстве Армении. Более того, Хачманукян убеждена: настало время, чтобы из сувенирно-вернисажного статуса авторская кукла наконец-то перешла в ипостась музейного экспоната. «Я уверена, наши куклы могут достойно представлять Армению на всевозможных международных конкурсах, фестивалях и выставках, - говорит искренний энтузиаст и знаток кукольной тематики. - Непрекращающийся интерес посетителей вкупе с неиссякаемым творческим потенциалом армянских кукольных мастеров наглядно свидетельствуют о необходимости создания музея кукол. Тем более что такие музеи созданы даже у наших ближайших соседей по региону. Я уже не говорю о всем мире…»Кстати, и в продолжение «недетской» представительской темы. В тяжелые для Армении холодные и темные времена Ереван посетила суперзвезда, американская актриса и певица Шер (Шерелин Саргсян). Она прибыла на свою историческую родину на грузовом самолете и привезла с собой гумпомощь примерно на 3 миллиона долларов: лекарства, компьютеры, сладости и игрушки, среди которых были знаменитые куклы Барби. Тогда для большинства армянских девочек эта кукла из глянцевых журналов была очень желанной и столь же недосягаемой. Во время своего короткого визита Шер посетила как несколько обычных армянских семей, так и детский дом, - и везде всех девочек одаривала заветными куклами. Видя неописуемый восторг детей, улыбки и неподдельную радость в глазах, Шер, взяв в руки очередную Барби, обратилась к ней: “Я всегда считала тебя всего лишь глупой блондинкой, но теперь я вижу, что ты можешь приносить пользу”…В книге отзывов музея, да уже и в соцсети нередки слова благодарности организаторам выставки. Такие вот, например: «Спасибо от имени детей всех. В нашем жестоком, бездуховном, прагматичном мире детям все это просто необходимо!» Лучше и не скажешь… 

 

Валерий ГАСПАРЯНматериал перепечатан с сайта газеты Новое Время

 
Кукольные Истории
Описание изображения
Описание изображения
Տիկնիկային պատմություններ Երևանի պատմության թանգարանում

Обработка видео...

39637 video

Обработка видео...

Выставка «Кукольные истории» в Музее истории города Еревана (11.11. 2014г.-11.02.2015г.) прошла с большим успехом, превзойдя все ожидания. На встречу с куклами шли без возрастных ограничений: и дети, и взрослые. Такой неподдельный интерес, как оказалось, был вызван прежде всего новизной и востребованностью темы. В контексте сегодняшней «кукольной моды», охватившей многие страны мира, у нас, в Армении, к сожалению, феномен куклы, не актуализируется как историко-культурное, художественное и социокультурное явление: производство кукол ограничено, исследований и публикаций на кукольную тему мало, выставки и конкурсы организуются редко, нет рынка антикварной куклы, да и настоящего музея кукол у нас до сих пор нет, если не считать небольшой экспозиции в фойе кукольного театра им. Ов. Туманяна, где представлены в основном театральные куклы. Между тем, будучи неизменным спутником человека с древнейших времен до наших дней, кукла, как универсальный культурный медиатор занимает особое место в жизни человека и истории культуры.Представление о том, что Первый Человек был создан как кукла из глины, является важнейшей частью мирового мифологического наследия. Будучи своеобразным отражением человека, кукла дает нам возможность взглянуть со стороны на самих себя, как культурный феномен, обеспечивающий преемственность между поколениями, концентрирует в себе социально-культурный опыт народа, национальные особенности. У многих народов мира, в том числе и у армян традиция изготовления кукол имеет тысячелетнюю историю, в ходе которой менялись функции и свойства куклы, появлялись новые образы. Первые куклы имели ритуальный характер и были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения армянского народа. Куклам приписывались различные магические свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю или в решении жизненных вопросов. Со временем к обрядово-ритуальной функции прибавились игровая, образовательно-воспитательная, художественная и даже лечебно-оздоровительная (куклотерапия). Кукла является элементом коллекции, особым атрибутом памяти и моды.К кукольной теме МИГЕ обращался и прежде, в 2010г. выставка кукол была приурочена к Международному дню защиты прав детей. Однако по своему масштабу, разнообразию и количеству участников, она заметно уступает «Кукольным историям». Чем же примечательна выставка «Кукольные истории»? В отличие от предыдущих выставок, на которых экспонировались куклы одного типа, жанра, как например, народные куклы на выставке «Невеста дождя» в Национальной картинной галерее Армении, театральные куклы на выставке « В мире кукол», в музее им. Е. Чаренца, костюмные куклы на выставке «Русская мода Серебрянного века» в Музее Русского искусства, выставка «Кукольные истории» не ограничилась показом определенного типа кукол. На этот раз кукла как культурный феномен была представлена во всем многообразии: одновременно и в историческом контексте (каждый период имеет свой определенный кукольный образ) и как многофункциональное, многожанровое культурное явление, проникшее во все сферы нашей жизни.Выставка «Кукольные истории» стала кукольным арт-пространством, в котором наряду с армянскими традиционными куклами были представлены антикварные куклы, винтажные куклы советских времен, театральные куклы, куклы, сделанные руками детей арт-студии «Еранг» и ,конечно, авторские, художественные куклы (всего около 300 кукол различных по возрасту, материалам и технике изготовления). Экспозиция выставки была решена в виде отдельных сценических мини-постановок, представляющих различные «кукольные» истории. Для этого были использованы антикварная мебель из фондов МИГЕ, большие постеры старинных фотографий девочек с куклами и фотографии советских времен той же тематики. Все это создавало эмоционально зрелищную, театрализованную среду. Кукольные истории начинались с армянских традиционных кукол: кукол-оберегов и обрядовых кукол (Нури Аклатиз, Утис тат, Пас пап, Асилик-Василик др.), которым отводилась значительная роль при проведении сезонных народных праздников.Большим интересом среди посетителей пользовались антикварные куклы 1900-ых гг. - будуарные куклы урожденной дворянки Софьи Ахшарумовой (из коллекции МИГЕ) и фарфоровая кукла известной немецкой фабрики «Арманд Марсель» (из частной коллекции). Благодаря выставке уникальные, рукотворные куклы Софьи Ахшарумовой в технике скульптурного текстиля - испанка в роскошном платье, светская дама с томными глазами и белокурая барышня, получив всеобщее признание, заняли достойное место в истории армянского кукольного искусства. С небольшой фарфоровой куколки фирмы «Арманд Марсель» начиналась следующая кукольная история.История о том, где в старом Ереване можно было приобрести фарфоровые куклы французского и немецкого производства. В газете «Эриванские объявления» 1911г. сообщалось, что куклы продавались вместе с перчатками, шляпками, цветными лентами, альбомами и прочими аксессуарами в Универсальном магазине Арутюнянца, в галантерейном магазине «Надежда» напротив Городского бульвара, в мануфактурном магазине «Модернъ» и «Саксонском» магазине Ханазадова. Куклы стоили дорого и не все ереванцы могли позволить своим детям дорогое «фарфоровое» удовольствие, многие собственноручно мастерили кукол из подручного материала: кожи, лоскутов карпета, ниток, дерева и глины.Выставка «Кукольные истории» не ограничивалась показом кукол.Она имела свое логическое продолжение. После ознакомления с экспозицией выставки, в частности с театральными куклами, маленьким посетителям предоставлялась возможность в роли актеров-кукловодов принять непосредственное участие в постановке кукольного спектакля «Красная шапочка». Для этого в фойе музея была установлена небольшая красочная декорация, а куклы-марионетки были предоставлены Анной Колозян. Такое интерактивное завершение экскурсии делало пребывание в музее более радужным и впечатляющим. Кстати, здесь же, в фойе посетители могли ознакомиться с творчеством самой маленькой участницы выставки – Варданян Марины (5лет). Ее веселые и яркие куклы, сделанные из ниток, цветной бумаги и губки это подарок любимой маме. Кроме спектакля в рамках выставки проводились мастер-классы по изготовлению кукол. Каждый участник с помощью мастера готовил свою куклу. Сделанная своими руками кукла - хорошее воспоминание о выставке. Итак, подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что выставка «Кукольные истории» удалась. Во-первых, впервые кукла была представлена как многожанровое, многофункциональное культурное явление. Во-вторых, неискушенным зрителям была дана возможность познакомиться с искусством авторской куклы в Армении. Начинающие мастера смогли проявить и показать себя. В-третьих, выставка показала, что авторским куклам пора перебираться из «сувенирно-подарочного» статуса на вернисаже в статус музейного экспоната. Наконец, выставка просто позволила на некоторое время оторваться от обыденности и вернуться в мир детства.Теперь о самом главном - выставка «Кукольные истории» наглядно показала, что все необходимые предпосылки для создания в Армении музея кукол налицо. С одной стороны это активный, непрекращающийся интерес посетителей к кукольной теме, a с другой неиссякаемый творческий потенциал наших кукольных мастеров.

                                                                                        Автор   Хачманукяин Марина

 

Армянский ослик в Нью-Йорке

Описание изображения
World Amigurumi Exhibit at RESOBOX | Opening Bash

Обработка видео...

С 12 декабря 2014г. по 28 февраля 2015г. в галерее Ресобокс в Нью-Йорке проходила Всемирная выставка амигуруми. Амигуруми (япон. amu nuigurumi – “вязаная мягкая игрушка”) – японское искусство вязания на спицах или крючком небольших мягконабивных животных или человекоподобных существ. Изначально амигуруми родом из Японии, и изображали они персонажей именно японских мультфильмов и комиксов – манга. Сейчас амигуруми завоевали популярность во всем мире, и в каждой стране вобрали в себя традиции местной культуры и местных техник рукоделия. Чтобы показать как именно воплощается идея амигуруми в разных странах, а также способствовать развитию этого вида искусства, галерея Ресобокс, являясь одним из многопрофильных культурных центров в мире организовала эту выставку. Выставка была спроектирована как комната, заполненная до отказа мягкими вязаными игрушками. Около 4000 работ представили 144 участников из 32 стран мира. Армению представляли вязаные игрушки дизайнера Анжелы Мартиросян. Сам факт участия армянской мастерицы на такой престижной выставке уже большая победа. Приглашение на участие Анжела получила от самого директора галереи Такаши Икезавы, после того, как разместила фотографии своих игрушек в интернете. Анжела в совершенстве владеет техникой вязания. Ее работы -“Самолет”, “Чебурашка”, “Ослик”, “Черепашка” и др., характеризующиеся полнотой образа, подчеркнутой детализацией и точностью передачи цвета, привлекли внимание как посетителей, так и организаторов выставки. Анжела Мартиросян вошла в пятерку лучших мастеров. В периодической печати выставка получила довольно широкий отклик, 27 изданий в Нью-Йорке подробно освещали выставку. Кстати, глянцевую обложку, одного из журналов украшал наш “армянский” ослик, так приглянувшийся организаторам выставки.

 

Ожившие      персонажи

Описание изображения

 23 – 30 октября 2015г. в Музее русского искусства (коллекция проф. А. Абрамяна) в Ереване при содействии Фонда регионального развития и конкурентоспособности «Дар» состоялась выставка авторских кукол Ирины Ваниян «Ожившие персонажи». Сотрудничество между музеем и автором началось раньше, еще с выставки «Русская мода Серебряного века» (2014г.). На выставке впервые были представлены персонажи с картин художников музея – Александра Бенуа «Итальянская комедия», Сергея Судейкина «Свадьба Фигаро». Среди персонажей можно было увидеть также скромную крестьянскую «девушку в розовом» с картины Василия Шухаева , «персонажа в мужском костюме» с картины Александра Головина, «парижского комедианта со скрипкой» с картины Павла Кузнецова, тургеневских персонажей (мужчину во фраке и женщину в розовом) из постановки «Месяц в деревне» с картины Александра Бенуа, «цыганочку» и «девушку с цветами» с картин Александра Тышлера, «коломбину» с картины Сергея Судейкина. Предполагается, что «Ожившие персонажи» будут использоватья музеем в дальнейшем при проведении ряда обучающих программ для школьников и студентов.

 
 

Выставка “Русская мода Серебряного века”.

  27 июня - 11 июля 2014г. в Музее русского искусства (коллекция проф. А. Абрамяна) в Ереване состоялась выставка кукол Ирины Ваниян “Русская мода Серебряного века”. Авторские текстильные куклы Ирины Ваниян , сделанные специально по заказу музея, это новая, особая группа рукотворных кукол, которая представляет не национальный костюм или народные традиции, а моду высшего общества России того загадочного, привлекательного своей необыкновенной духовностью периода, который называется Серебряным веком – концом 19 - началом 20 веков. Это было время расцвета духовной культуры – литературы, философии, музыки, театра и всех видов изобразительного искусства. Некоторые искусствоведы считают, что понятие “Серебряный век” уместнее применять не к какому-либо виду или жанру творчества, а к образу мышления. И в этом смысле мода этого периода представляет особый интерес, ибо в ней, возможно, нагляднее, чем в другом виде творчества отражаются все чаяния, представления, желания и возможности общества того времени. Ирина Ваниян подошла к задаче воссоздания атмосферы этого периода и с научной скурпулезностью, и с позиций художника, создающего не только формы, но и образы. Каждая ее кукла – это не только определенный наряд, но и характер, жизнь и судьба, надежды и желания. Благодаря куклам Ирины Ваниян, своими яркими образами оживляющими замечательную коллекцию шедевров Музея русского искусства, посетители могут на короткое время почувствовать себя в атмосфере удивительного времени под названием “Серебряный век”.

 

 Информация предоставлена Музеем русского искусства (коллекция проф. А. Абрамяна).  

Описание изображения

 

Выставка-Конкурс  обрядовых кукол “Невеста дождя” .

 7 мая 2011г. в Национальной галерее Армении в Ереване открылась выставка-конкурс обрядовых кукол под названием “Невеста дождя”. В выставке приняли участие 45 человек, которые прошли курсы этнографии. Организатор выставки Манан Аракелян считает, что главная цель - представить общественности народных кукол, поскольку они стали незаслуженно забываться. Примечательно, что в ходе мероприятия состоялась премьера экспериментального фильма Айка Саядяна “Назаре”, посвященного армянским обрядовым куклам. Для участников выставки-конкурса было предусмотрено три призовых места. Победителей выбирали этнограф Женя Аветисян и художница Лусик Агулеци.

 
Выставка кукол в Музее истории города Еревана.
Описание изображения

Описание изображения

Описание изображения

Описание изображения

Описание изображения
Описание изображения
Описание изображения
Описание изображения

Куклы, будучи творением рук человека и повторяя его образ, на протяжении всей истории выражают основы мировоззрения человеческого общества. В ранней истории куклу практически невозможно отделить от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так, например, старинной армянской кукле Нури отводилась первостепенная роль в обрядах, посвященных урожаю и дождю. Со временем куклы перестали быть связанными исключительно с культами и обрядами , их функции значительно расширились. Сегодня куклы – неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Промышленное производство кукол достигло неимоверных масштабов. В тоже время на фоне серийных, бытовых кукол-игрушек, появляются авторские куклы, которые являясь художественными произведениями, выполняют исключительно эстетические функции. Одним из новых течений в сегодняшнем кукольном мире стало изготовление так называемых репликантов – точных копий старинных, антикварных кукол. Особые позиции в кукольном искусстве занимают куклы-актеры, с помощью которых ставятся спектакли как для детей, так и для взрослых. Все это многообразие мира кукол мы и попытались впервые представить на выставке в Музее истории города Еревана. Выставка, была приурочена к Международному дню защиты прав детей (1 - 5 июня 2010г.). Идея организации выставки возникла после того , как музею были подарены три уникальные куклы ручной работы нач. 20-го в. Куклы из текстиля были сделаны Софьей Ахшарумовой, происходящей из потомственной дворянской семьи из Тифлиса . Несмотря на свой преклонный возраст (куклам более ста лет) сохранились они неплохо, и своим необычным видом приятно удивили посетителей выставки. Одна из кукол – жгучая испанка, другая светская дама с томными глазами в голубом шелковом наряде, третья – белокурая барышня. Этим куклам еще предстоит занять свое достойное место в истории армянского кукольного искусства. Экспозиция выставки была спроектирована в тему, т.е. “обыграна “. Имея дело с такими экспонатами как куклы, мы отказались от традиционных способов экспонирования. Буфет, комоды , гардероб, колыбелька, ширмы и сундуки 19в. были активно задействованы в экспозиции, заменяя традиционные витрины и тумбы. Даже огромный карас 7 в. до н.э. принял участие в “постановочном этюде”, где кукла-сорванец, забравшаяся на самую вершину, пыталась заглянуть внутрь. Благодаря подобным кукольным постановкам экспозиция обрела атмосферу театральности . На выставке были представлены куклы – актеры из Государственного кукольного театра им. Ованеса Туманяна, сувенирные куклы, куклы – репликанты, куклы массового производства советских и постсоветских времен, а также куклы, сделанные учащимися школы N 59 им. А.Пароняна и, наконец, авторские художественные куклы. Художественная кукла это особый жанр искусства, где кукла становится тем уникальным объектом, с помощью которого автор может воплотить и передать окружающим свои эмоциональные и интеллектуальные искания. В отличие от кукол – игрушек и театральных кукол, художественные куклы создаются только для созерцания, и могут быть оригинальными аксессуарами украшающими интерьер. Считается, что первая художественная кукла в единственном экземпляре была создана во Франции в 1881г. знаменитым художником Эдгаром Дега. Это была восковая статуэтка “Маленькая танцовщица” , одетая в самое настоящее тканевое платье и представленная на выставке импрессионистов в Париже. В Армении одной из первых известных кукольных мастеров была Мари Еркат. Изучив историю армянского костюма, она создала большую коллекцию этнографических кукол из текстиля, представляющих все области исторической Армении .В экспозиции было представлено более сорока кукол из этой коллекции. Настоящая “демонстрация” армянского национального костюма во всем его многообразии. В куклах Мари Еркат акцент ставился прежде всего на костюм, а не на образ и характер. Это куклы–манекены, лица которых представлены условно, без мимики и эмоций. Как известно, эту функцию куклы выполняют с давних пор. Еще в древнем Риме для демонстрации костюма в провинции посылали раскрашенные глиняные фигурки - фигурины. Армянский национальный костюм интересует многих кукольных мастеров, в том числе и Марину Погосян. Ее куклы представляют костюмы Васпуракана, Барцр Айка, Зангезура. . Все элементы в кукольной одежде тщательно и аккуратно обработаны, в том числе и невидимые глазу детали , что является одним из важнейших принципов кукольного искусства. У кукольного мастера Мариам Харазян свой концептуальный подход к теме национального в куклах. Ее интересуют не подробности национального костюма, а национальный образ, дух. Кукольные композиции “Семья”, “Музыканты” сравнимы с художественными сценками - картинками, в которых обыкновенные цветные нити словно мазки масляной краски умело переплетаясь создают живописные национальные типажи. Член Международной ассоциации авторских кукол, дипломант Международных кукольных фестивалей М.Харазян достойно представляет национальную куклу за пределами Армении. На состоявшемся в Москве в 2007 г. Международном фестивале авторской текстильной куклы она была награждена в номинации “Национальное в кукле”. Национальное мироощущение присутствует и в куклах Веты Григорян, члена Союза дизайнеров Армении и Союза писателей Москвы. Куклы - ее самое большое увлечение. Куклы Асмик Казарян, сделаны из кусочков старинных карабахских карпетов. С трепетом и любовью , как бесценные реликвии, собрав сохранившиеся куски разорванных , не подлежащих восстановлению карпетов, мастер дала им вторую жизнь , уже в новом виде, в образе старинной армянской куклы Нури. Совершенно иные – фантазийные кукольные образы создает дизайнер и режиссер анимационного кино - Анна Колозян. Ее “мягкие скульптуры”, в частности “Хранители драгоценностей” не только украшают и дополняют интерьер, но и имеют еще и вполне практическое назначение. Так кукла - светильник “Мадам Абажур”, сделанная с большим юмором, оживит и украсит абсолютно любое помещение. . Конечно выставка не могла представить всех мастеров кукольного искусства , но и то , что смог увидеть посетитель было достаточно для того, чтобы понять , что у нас , в Армении, авторскаяа художественная кукла существует как вполне самостоятельный жанр искусства и, что интерес к этому жанру возрастает.

 

 

Автор     Хачманукян  Марина Грачиковна

 

Выставка "Вдыхая жизнь..."

Описание изображения

С 17-го по 24-е июля 2010-го г. в Музее русского искусства (коллекция проф. А. Абрамяна) в Ереване состоялась выставка авторских текстильных кукол московской художницы Татьяны Калинской “Вдыхая жизнь…”. Подобная выставка в Армении проходила впервые, армянский зритель получил уникальную возможность ознакомиться с искусством авторской куклы российской художницы. Татьяна Калинская - участница многочисленных выставок, лауреат Всероссийского фестиваля современной рукотворной игрушки в г. Кирове, трижды лауреат Международного московского фестиваля авторской текстильной куклы, победительница конкурса «Российский костюм на рубеже эпох» (Ярославль, 2008 г.). Представленные на выставке куклы демонстрировали не только традиции русского народного костюма, но и социальные различия героев. Так, баба, идущая с базара - характерный образ деревенской женщины, сидящая на кровати женщина – явно из зажиточных мещан. Кстати, все платья и платки на куклах, так же, как прочие возможные аксессуары – из тканей и природных материалов почти вековой давности. Придерживаясь основ изготовления русской традиционной куклы, Калинская наделила свои работы уникальным внутренним миром, каждая ее кукла – это рассказ о Человеке, история его жизни и судьбы.

                                    

Информация  предоставлена  Музеем русского искусства (коллекция проф. А.Абрамяна) в Ереване.